Получение образования с использованием возможностей Интернет.

Получить образование, пользуясь возможностями Интернет и при минимуме живого общения с преподавателем можно. Такое образование раньше называлось заочным, сейчас, в соответствии со сменой технологий общения и введением активных ОИТ в обеспечение учебного процесса, оно модифицировалось и стало называться дистанционным.

Русскоязычная терминология в этой области пока не установилась, и приверженцы разных терминологических подходов могут усмотреть в текстах многих авторов "ужасные" грехи. В самом деле, чью точку зрения принять - "остроконечников" или "тупоконечников"? Как правильно говорить - "обучение" или "образование": "дистантное" или "дистанционное"?

Билл Клинтон, в своей иннаугурационной речи перед вступлением на второй президентский срок 20 января 1997 г. произнес: "Десять лет назад Интернет был таинственным уделом физиков. Сегодня это расхожая энциклопедия для миллионов школьников". Он привел цифру - 65% американских школ подключены к системе Интернет и обещал приложить все усилия, чтобы довести эту цифру к концу своего президентского срока до 100%.

Это было в 1997 году. Сейчас (в 2004 году) в США к Интернет подключены не только школы, но и уличные телефонные автоматы, кресла большинства пассажирских самолетов, столики в студенческих барах. Развита индустрия "сайтостроения" - заплати и получи личный сайт на свой вкус, заплати - и специалисты наполнят его какой угодно информацией со звуками, картинками, фильмами. Люди знакомятся друг с другом в Интернет, разглядывая сайты, которые сделали совсем другие люди.

Многие университеты России открыли в Интернет сайты дистанционной подготовки и переподготовки специалистов. Здесь следует указать, в первую очередь, показательные примеры МЭСИ, МИЭМ, ТГУ, СГИ. Тысячи средних учебных заведений России организовали свои сайты в Интернет. Есть целые территории (Якутия, Ярославская область, Томская область и др.) где подключение школ к Интернет стало частью губернаторских и президентских программ. Есть и немало обратных примеров.

Относительно просто в России получить домашний доступ к Интернет; домашний Интернет доступнее и дешевле школьного: распространена практика, когда школьный сайт школьники с учителем строят находясь не в школе, а дома.

Дистанционное обучение стало обыденностью и в российской деревне (если только там есть телефонная связь и электричество).

Можно выделить один большой и трудный вопрос, стоящий перед специалистами, организующими проекты ДО: какой статус у работодателей будет иметь диплом, получаемый учащимися после прохождения курса? Вопрос обоснован, поскольку в ДО

Какие дисциплины можно преподавать дистанционно, а какие - нет? Ясно, что почти невозможно передать дистанционно опыт хирурга. Считается, что хирург станет хирургом, лишь проведя много часов над операционным столом рядом со своим учителем.

А можно ли дистанционно научить конструировать сложную электронную технику? А можно ли дистанционно воспитать специалиста - педагога?

Есть разные технологии ДО. Подавляющее большинство из них сегодня - почтовые, с использованием элементарных телеконференций и чатов. Трудности надежной идентификации учащихся за компьютерами и российские трудности с электронной почтой заставляют вузы содержать штат методистов, поддерживающих учебный процесс на местах. Они обеспечивают доступ учащихся к почтовому компьютеру и обеспечивают идентификацию учащихся при сдаче отчетности.

См. также: